Тропы и нерпы: как мгимовцы сохраняют экосистему Байкала
Екатерина Крымкина, медиаменеджер фонда поддержки прикладных экологических разработок и исследований «Озеро Байкал», выпускница МГИМО: «Чувствую силу, дух Байкала и важность его сохранения, даже находясь в Москве»
В детстве я мечтала работать экологом. Потом в мою жизнь вошли гуманитарные науки, иностранные языки, и я поступила в МГИМО на связи с общественностью. На четвертом курсе преподавательница рассказала мне, что в одну благотворительную организацию нужен пиарщик без опыта работы. Этой организацией оказался фонд «Озеро Байкал». Я так загорелась! После собеседования меня сразу взяли на работу.
Когда я пришла в фонд два года назад, он состоял всего из четырех человек, включая директора. Сейчас нас уже больше десяти. Специфика нашей работы заключается в том, что мы не просто экоактивисты. Мы выдвигаем все наши предложения только после консультаций с учеными. Мы не только просим у них совета, но и поддерживаем их научные разработки и исследования, финансируем развитие науки на Байкале.
Фонд старается вносить системные изменения в экологическую ситуацию в регионе. Уборки и субботники — это важно, но это решение последствий проблемы, а не ее первопричины. Мы же стремимся работать на упреждение. Например, рассказывать людям, почему важно сортировать отходы, информировать их о том, какие вещи не нужно брать с собой в национальный парк.
Главная задача фонда «Озеро Байкал» — убедить людей в том, что экологией нужно заниматься не разово, а постоянно.
Мы привлекаем партнеров для сотрудничества в долгосрочной перспективе. Например, у нас есть проект по сохранению популяции байкальской нерпы. В 2016 году больше ста туш этих животных были найдены на берегах озера. Тогда мы инициировали комплексные исследования популяции байкальской нерпы, которые проводились на протяжении долгого времени.
Фонд занимается не только локальными проектами. В прошлом году мы получили статус сразу в двух международных организациях: Всемирном водном совете и Программе ООН по окружающей среде. Сейчас мои коллеги регулярно присутствуют на заседаниях ООН и выдвигают там предложения по защите водных ресурсов.
Безусловно, все наши проекты невозможны без хорошего финансирования. Нашим корпоративным партнером является, например, компания Siberian Wellness, которая занимается продуктами для здоровья и ежегодно выделяет определенную сумму денег как на уставную деятельность, так и на отдельные проекты. Кроме этого, свои партнеры есть у некоторых конкретных историй. Так, в этом году «Яндекс» поддержал команду ученых, которые с 1945 года каждую неделю в любые погодные условия выезжают на Байкал, чтобы взять пробы воды. Потом в лабораториях они анализируют рачков, обитающих в озере и служащих своеобразными индикаторами состояния экосистемы. Сейчас команда подразделения Yandex Cloud вместе с биологами создает нейросеть, которая поможет ученым их анализировать с меньшими затратами времени и усилий.
Наш фонд уже четыре раза побеждал в Конкурсе президентских грантов. Но самой важной поддержкой для нас являются люди, подписанные на регулярные платежи на сайте объединения. Даже один рубль в день имеет очень большое значение. На регулярно поступающую сумму мы можем планировать проекты на будущее, именно такие платежи обеспечивают стабильность.
У нас есть несколько проектов, где нам нужна помощь волонтеров. Это прежде всего «Национальные парки без мусора». Ежегодно на территории Забайкальского национального парка мы определяем точки наибольшей антропогенной нагрузки, куда чаще всего приезжают люди. Там стоят наши пункты раздельного сбора отходов, и рядом с ними всегда должны быть волонтеры, которые объясняют туристам, почему важно сортировать раздельно все, что они приносят с собой на заповедную территорию. Другие добровольцы не едут на сами точки, а помогают своими компетенциями и знаниями. Среди наших интеллектуальных волонтеров, например, есть копирайтеры и иллюстраторы.
У нас на сайте можно найти всю информацию о том, как попасть в волонтерскую команду. Мы не просто набираем добровольцев, а сначала организуем для них образовательные программы. Волонтерам рассказывают, что такое устойчивое развитие, устойчивый туризм, как проходит раздельный сбор отходов и для чего он нужен. То есть первая задача — вовлечь самих волонтеров, а потом уже поставить им цель вовлекать других людей.
Кроме того, у нас есть конкурс для молодых ученых. На него вы можете выдвинуть свой проект. Если мы поймем, что он действительно актуален и решает проблемы сохранения Байкала, то мы обязательно его поддержим.
Лично я пока так и не была на Байкале, так как медиаменеджеру нет большой необходимости быть там. Мы благотворительный фонд, поэтому минимизируем подобные расходы. Несмотря на это, я чувствую силу, дух Байкала и важность его сохранения, даже находясь в Москве.
Будем заботиться о его неповторимой природе вместе. Байкал для многих является символом водных ресурсов, жизни, природы России. Поэтому необходимо относиться к нему особенно бережно.
Анастасия Кондратьева, волонтер, студентка МГИМО: «Когда ты вносишь вклад в сохранение природы, жить становится проще»
Летом 2019 года моя подруга, авантюристка и любительница приключений, предложила мне поехать волонтером на Байкал. Я подумала, что это идеальный вариант: мне хотелось отправиться именно в осознанную, созидательную поездку. Помимо очевидной возможности сэкономить, это был еще классный повод помочь природе нашей страны.
Из всех найденных предложений мы выбрали проект «Большая Байкальская тропа». Он нацелен на строительство троп из экоматериалов вдоль берегов озера, чтобы многочисленные туристы, идущие без определенного маршрута, не наносили вред окружающей природе.
На Байкале мы две недели жили в лесу в палаточном лагере. У нас была команда, которая состояла из бригадира, переводчика, завхоза и нас — простых волонтеров. Что интересно, среди добровольцев большинство составляли девушки, на плечи которых легла тяжелая работа. С девяти утра до пяти-шести вечера мы прокладывали дорогу камнями, а потом пилили бревна, чтобы выложить ступеньки. Вечером в палаточном лагере все сидели у костра и пели песни.
На выходных мы выбирались в заповедник погулять. Например, посетили Музей байкальской природы, где много открыли для себя о растениях и животных, обитающих на Байкале. Мне кажется, многие даже не представляют, насколько в этом регионе богатая экосистема.
Шокировала и близость животных. Я узнала, что наш бригадир всегда по правилам техники безопасности носил с собой приспособление для отпугивания медведей. Я была удивлена: «Как это, медведи? Прямо рядом, где мы работаем? — Ну да, конечно».
К концу нашего пребывания на Байкале мои силы были на исходе. Но я поняла, что, несмотря на физическую усталость, морально это был настоящий отдых. Всю поездку мы были без интернета и действительно находились наедине с природой. Когда возвращаешься домой, усталость не удручает.
Ты уверен в том, что сделал что-то полезное, и это наполняет душу.
Хотела бы я вернуться на Байкал? Скорее да. Первая причина — желание увидеть остров Ольхон, поселок Листвянка и другие туристические места, потому что там, где мы строили тропы, было обычное побережье. Кроме того, читать новости об экологической ситуации на Байкале, мусоре на берегах, вытаптывании почвы, загрязнении — очень грустно. А когда ты приезжаешь волонтером и вносишь вклад в сохранение природы, жить становится проще.