Пять стадий экологической осмысленности: как вести экологичный образ жизни самому и настроить на это близких?

ТЕКСТ  Анна Бирюкова
Просмотров 630    / Декабрь 2021 /
Личная история о том, как сформировать здоровое отношение к действительности, меняя не отношение, а действительность. О любви к природе и людям, ненависти к себе и человечеству, примирении, «малых делах» и осознанном потреблении.

Гнев, торг, депрессия, принятие. Не хватает отрицания. Глупо отрицать, что человечество переживает беспрецедентный кризис. Не политический, идейный или экономический – экологический. Как биологический вид и как социум мы сталкивались с различными вызовами, но никогда прежде угроза самоуничтожения не была так очевидна. Мало кто с этим спорит, но и редко кто предпринимает какие-либо действия. Гнев, торг, депрессия, принятие – четыре стадии из пяти. Убираем первую – отрицание, взамен добавляем последнюю – действие. Только в таком случае есть шанс спасти планету и будущее человечества. 

Гнев

Когда я родилась, Земля уже была иссечена магистралями, газо- и водопроводами, линиями электросетей. Маленькая я летала на самолёте, ездила на машине, заходила в супермаркеты, где продавались продукты со всей планеты. Я родилась в среде, которая казалась привычной и естественной. Но шло время, и стали появляться вопросы: откуда всё это и какова настоящая цена такой жизни? Намечались причинно-следственные связи: чтобы съесть какое-то животное, его сначала нужно убить. На Земле почти 7 миллиардов людей, и все они хотят есть. А я очень люблю животных… 

Мне было около четырнадцати, когда сеть начала пестреть материалами о вымирающих видах и уничтожении естественной среды обитания – не только животные лишаются комфорта, страдает биосфера в целом. В тот год я посмотрела чересчур натуралистичный и оттого жуткий фильм «Земляне», в котором поэтапно показывалось, насколько деструктивна человеческая деятельность. После этого мой и без того шаткий мир рухнул. 

И вот – гнев. То, что я испытывала, даже сложно назвать мизантропией. Мне хотелось, чтобы всё исчезло: люди не заслуживают права на жизнь, поскольку их существование отравляет всё вокруг. 

Торг

Я осознала, что люблю людей и ненавижу человечество. Мне было очень больно за планету и обидно из-за того, что я не в силах что-либо изменить. Тогда я пришла к банальному компромиссу – начать с себя. 

С пылкостью четырнадцатилетнего подростка я перестала есть мясо и носить кожу (мех я и так никогда не носила). Первое время всё было замечательно, но вскоре начала кружиться голова. Я узнала, что такое дефицит железа и прочих микроэлементов в крови. 

Депрессия

Мне пришлось снова начать есть мясо, а экокожа оказалась никчемной альтернативой: в её состав входят полимеры, иначе говоря, пластик. Из него же сделаны баночки для БАДов, которые я пила, чтобы восполнить дефицит микроэлементов. Я вернулась к тому же, с чего начинала, – что бы ни делал человек, он так или иначе убивает и разрушает. Такого отвращения к себе я не испытывала ни до, ни после. Я чувствовала себя клеткой опухоли, которая уничтожает планету. 

Принятие

Чтобы подняться со дна, нужно сначала его достигнуть. В этом мне помогла философия. Камю, Сартр, Шопенгауэр… Труды первых двух убедили меня в том, что бытие абсолютно бессмысленно с той оговоркой, что мы сами наполняем его смыслом. Работа последнего подсказала, где искать пусть эфемерный, но всё же смысл. Да, жизнь полна страданий, человек ничтожен, но есть нечто, что способно его возвысить и избавить от душевной боли, – искусство. 

Я поняла, что люди могут не только разрушать, но и творить, созидать. Я родилась в том мире, в котором родилась.

Я не в силах изменить исходные данные, прошлое и настоящее, но я могу повлиять на будущее. Мы можем повлиять на будущее. 

Действие 

Приняв то, что радикальные меры никак не помогут планете, но испортят моё здоровье, я решила придерживаться стратегии «не навреди». Я стала строго следить, чтобы вода и электроэнергия не расходовались без необходимости. Так же начала относиться и к пластику. Можно развязать пакет, а не рвать. Взять его из дома, а не покупать в магазине. То же самое и с продуктами питания: не покупать лишнего, обращать внимание на сроки годности, по возможности не выбрасывать еду. В крайнем случае, пока она ещё не совсем испортилась, её можно отдать бездомным кошечкам/собачкам/птичкам. Начала проверять, нет ли в упаковке лишнего пластика, обращать внимание на то, насколько оправдан импорт товара (представьте, сколько топлива нужно сжечь, чтобы обеспечить Москву хотя бы бананами).

В конце концов нашёлся компромисс: по сей день ем мясо только тех животных, у которых была «жизнь» и которые были выращены в домашнем хозяйстве. В промышленных масштабах нужны чуть ли не считанные недели, чтобы откормить тушу в боксе метр на метр. На ферме же животное растет намного дольше естественным путём, а не с помощью инъекционных гормонов. 

Если каждый человек будет употреблять нормированное количество мяса, избегать излишеств, пропадёт необходимость форсировать рост животных. Если каждый человек будет ценить качество, а не количество, спрос на «промышленное» мясо исчезнет и производители начнут заботиться не об объёмах, а о здоровье животных, которое непосредственно влияет на здоровье потребителей. Мы существуем в условиях рыночной экономики, ключевым фактором которой является спрос. Кто его формирует? Мы.

Если каждый человек будет потреблять без излишка, не гнаться за количеством, а ценить качество, мир действительно изменится. 

Начав с себя, я стала транслировать своё мировоззрение близким. Самым простым шагом было изменение рациона моей собаки. Я перестала давать ей искусственный корм, начала варить каши и овощи, чтобы частично заменить ими мясо. 

С родителями – намного сложнее. Они люди другого поколения, и их пришлось «перевоспитывать»: постоянно напоминать выключать воду и свет, ругаться за использованные впустую пластиковые пакеты, пищевую плёнку и фольгу. Но в итоге мои просьбы подействовали: у нас снизились счета за ЖКХ, появились многоразовые контейнеры и шоперы. 

Мои близкие – сознательные взрослые люди, они понимают и принимают то, что важно для меня. В этом контексте меня стало удивлять отношение моих ровесников: оно разнится от человека к человеку, но при этом часто выглядит неосознанным. В моём окружении есть и веганы с проблемами со здоровьем, попивающие смузи из пластиковых стаканчиков, и «нигилисты», считающие, что планету уже не спасти. 

Шопера Fighting Animal Testing недостаточно. Но и абсолютный аскетизм тоже не выход. Чтобы прийти к тому, что расписано на нескольких страницах, мне потребовалось несколько лет. Мы живем в городах, иногда пьём кофе из одноразовых стаканчиков и (о, ужас!) водим машины. Есть вещи, от которых я  пока не готова отказаться, но я компенсирую это другими «жертвами». Если вы не хотите вставать рано утром в выходной и идти на субботник, просто не мусорите. 

Необязательно полностью отказываться от комфорта и рисковать здоровьем «ради спасения планеты». Достаточно не вредить экологии, когда есть возможность, и понимать разницу между «нужно» и «хочу».

Возможно, теория малых дел кому-то покажется наивной, но мало кто будет отрицать, что единица, умноженная на восемь миллиардов, – это много. Если каждый человек приложит хотя бы минимальное усилие, результат уже будет внушительным. А если мы все постараемся чуть сильнее?

декабрь 2021