«Главный враг природы обладает сознанием, значит, до него можно достучаться»: как современное искусство помогает решать экологические проблемы

ТЕКСТ  Анастасия Кондратьева
Просмотров 5659    / Декабрь 2021 /
Мода на экологию и экологичность не обошла стороной и искусство. Сегодня «эко» могут быть не только продукты, косметика или образ жизни, но и живопись, скульптура и перформанс. О том, как художники обращают внимание общества на экологические проблемы и способно ли современное искусство помочь эти проблемы решить, – читайте в материале «Международника».

Термином «экологическое искусство», или «экоарт», называют совокупность разных жанров изобразительного искусства, в которых художник обращается к теме взаимоотношений человека и природы. К таким направлениям можно отнести не только современные течения вроде энвайронмента, ленд- и сайнс-арта, но и, например, классическую пейзажную живопись и даже наскальные рисунки – попытки первобытного человека запечатлеть и осмыслить окружающий его мир.


Мусор как искусство

Отложив в сторону масло и акварель, современные художники используют в качестве материалов выброшенный пластик, макулатуру и другой мусор. Одной из первых применять его в творчестве начала новозеландская художница Розали Гаскойн, создававшая коллажи из отходов. Самую знаменитую её работу First Fruits (1991) из толя и фанеры можно увидеть в Метрополитен-музее. В дальнейшем идею Гаскойн подхватили другие художники, например, канадка Аврора Робсон и австралийка Марина ДеБрис: они начали создавать из мусора причудливые скульптуры, одежду и украшения.

Другая работа, обращающая внимание на проблему мусора, – гигантский головоногий моллюск Кракен, покрытый этикетками, загрязняющими мировой океан. Автор арт-объекта – художник и промышленный дизайнер Misha Libertee (Михаил Цатурян) так комментирует работу: «Арт-объект позволяет задуматься о том, насколько мифологично чудовище, описанное моряками ещё в XVIII веке. Если представить, что Кракен состоит из всего того мусора, который сейчас находится в мировом океане, то сила и масштабы этого существа способны потопить даже самый большой корабль современности».



Лёд в большом городе

Особое место в экологическом искусстве занимают произведения, посвящённые проблемам глобального потепления. В 2012 году испанский художник Исаак Кордал представил на триеннале Beaufort расставленные вдоль побережья скульптуры людей, замерших в ожидании изменения климата. По мнению художника, человечество относится к угрозе глобального потепления так же, как эти неподвижные статуи: молча ждёт надвигающейся катастрофы вместо того, чтобы пытаться её предотвратить.

А во время климатических саммитов ООН в 2015 и 2018 годах художник Олафур Элиассон организовал в Париже и Лондоне инсталляцию «Ледяные часы». Он установил на площадях столиц блоки льда, отколовшиеся от Гренландского ледяного щита. Лёд таял посреди оживлённых улиц, напоминая жителям мегаполисов о проблеме отступления ледников. 



Критикуешь? Помогай!

Современные художники не только обращают внимание на экологические проблемы, но и на своём примере показывают, как человек может их решить. В 1982 году немецкий художник Йозеф Бойс организовал проект «Семь тысяч дубов», в рамках которого он с местными жителями собирался высадить семь тысяч деревьев по дороге из немецкого города Кассель в Россию. Бойс умер в 1986 году, а начинание художника завершили уже его друзья и родственники. В 2021 году Бойсу исполнилось бы 100 лет. В память о нём весной этого года в нескольких городах Германии стартовала акция по высадке деревьев.

Примерно в то же время, что и Бойс, на другом конце света американка Агнес Денес преобразила два акра около бизнес-квартала на Манхэттене, расчистив их и засеяв пшеницей. Спустя четыре месяца работы художница собрала урожай и отправила его в 28 городов по всему миру, предлагая людям присоединиться к её акции.



Ваша реакция — следующая

Вернёмся к творчеству Олафура Элиассона. В 1998 году художник в рамках проекта «Зелёная река» выкрасил реки по всему миру в зелёный цвет (краситель был безвреден) и наблюдал за реакцией местных жителей. Такой принцип работы сам художник обозначил как «Ваша реакция — следующая». В разных уголках света на резкое изменение цвета рек реагировали по-разному: датчане стоически молчали, шведы обвинили в инциденте местный химический завод, японцы всерьёз забеспокоились, а ирландцы в Америке обрадовались, ведь зелёный – их национальный цвет!



Право имею?

Неотъемлемая часть экоарта – ленд-арт, зародившийся в 60-е годы в Америке. Художники этого направления преобразуют природный ландшафт, используя различные естественные материалы. Крупнейшим представителем ленд-арта считается американец Роберт Смитсон, знаменитый своей «Спиральной дамбой» — спиралевидной конструкцией из камней, которая расположена близ Большого Солёного озера в США. 

Активно развивается сегодня и другое направление экологического искусства – био-арт, которое предполагает художественное осмысление новейших достижений биотехнологии и работу с живыми тканями и организмами. Представительница био-арта, португальская художница Марта де Менезис, в рамках работы «Природа?» изменила узор на крыльях бабочек на рисунок, который никогда не встречается в природе.

Такие арт-объекты задают зрителю вопрос об этичности и границах человеческого вмешательства в природу, а также о тонкой грани между природным и искусственным.



Экоарт в России

2017 год был объявлен годом экологии в России. Одной из ключевых тем седьмой Московской биеннале современного искусства стала экология. Британка Сюзанн Шупли представила на ней видеопроект «Физические следы», посвящённый исследованию материальных последствий и влияния на окружающую среду крупнейших ядерных катастроф в истории человечества. Роберт Джао Ренуи привёз в Москву фотопроект «Ловушки». Художник хотел показать, что ловушки и приманки для животных – олицетворение жестокости по отношению к животному миру. А Ревиталь Коэн и Турра ван Балена подготовили инсталляцию «Тишина», с помощью которой они хотели вызвать у зрителя ощущение надвигающейся природной катастрофы.

В 2019 году в музее современного искусства Garage прошла, пожалуй, самая громкая выставка экологического искусства «Грядущий мир: экология как новая политика. 2030–2100». Художница Ким Абелес из США представила на ней работу «Сборщики смога» – десять фарфоровых тарелок с портретами мировых политических лидеров, нарисованных московским смогом и дополненных их высказываниями на тему экологических проблем.

Другая примечательная работа выставки – инсталляция американского художника Дага Эйткена «Сад». Автор оградил цветущий сад бетонными стенами, стремясь показать раскол между дикой природой и привычной человеку городской средой обитания. Оказавшись внутри «Сада», зритель мог взаимодействовать с экосистемой внутри: насладиться видом цветущих растений, отдохнуть или разгромить битой весь внутренний интерьер. 


Несмотря на то, что тема экологии постепенно проникает и в отечественное искусство, куратор выставки «Грядущий мир» Екатерина Лазарева в интервью изданию The Village отмечает, что экологическая проблематика часто воспринимается отечественными художниками отстранённо, а на самой выставке было представлено лишь пять работ российских художников.

С этим соглашается и художник Misha Libertee

«В России существует множество проблем, которые стоят более остро, нежели экологические  . Для нас более актуальна политическая повестка, вопрос  национальной идентичности и тяжесть “русской души”. На фоне всего этого проблемы животных и растений отходят на десятый план, и это можно понять. Лично я считаю себя частью глобальной культуры, что отражается и в моём творчестве».



Экологический = этичный?

Арт-объекты, обращающие внимание на экологические проблемы, сами нередко становятся предметом споров об этичности и экологичности. Произведения ленд-арта, например, иногда опасны для экосистемы местности, которую преобразует художник.

Посетители критиковали выставку «Грядущий мир» в Garage за то, что инсталляция «Сад» требовала ежедневной замены сломанной посетителями мебели, что противоречит экологической повестке. Некоторых не устроило и то, что билеты на мероприятие были изготовлены из бумаги конечной стадии переработки, то есть после использования им нельзя было дать вторую жизнь.

Критике подвергаются и выставки вроде фестиваля Trash Art, который проходил прошлой осенью в столичном ТЦ «Ривьера». Зрители отмечают, что экспонаты, призывающие задуматься о проблемах экологии, выглядят неуместно в торговых центрах, олицетворяющих культуру потребления главный источник экологических проблем XXI века, а подобные акции устраиваются лишь как часть рекламной кампании.



Спасёт ли искусство мир?

Насколько же современное искусство содействует решению экологических проблем? С этим вопросом «Международник» обратился к художникам и искусствоведам, исследующим этот вопрос.
 

Художник и промышленный дизайнер Misha Libertee (Михаил Цатурян):

«Те идеи, которые я транслирую в работах, не решают проблемы здесь и сейчас, но они дают импульс, меняющий взгляды огромного количества людей в перспективе. Например, когда я делал “Слоника” на арт-фестиваль Burning Man, помимо очевидных причин отказа от продуктов из кожи и костей животных, я рассказывал людям о жестоких процессах “одомашнивания” слонов. Зная, как именно это происходит, далеко не каждый уже решится кататься на слонах во время следующего путешествия в  Африку или Азию.

Мои работы благодаря размерам и местам экспонирования оказываются в центре внимания большого количества людей. Я решил конвертировать это внимание в нечто общественно полезное. К счастью, главный враг природы обладает сознанием, а значит, до него можно достучаться и что-то изменить.

Человек не только самое жестокое, но и самое умное животное. Я уверен, что со временем, понимая уровень своего влияния, он станет более ответственно относиться к окружающей среде. Но для этого необходима достаточно длительная и масштабная эко-просветительская миссия, и искусство здесь – один из наиболее мощных инструментов».
 

Искусствовед, лектор МАММ Анна Ковалёва:
 

«Здорово, что экологические проблемы поднимаются в современном искусстве. Но искусство бывает разным: поверхностным, громко скандирующим об одной острой проблеме, и более сложным, смыслы которого неисчерпаемы. Мне близка мысль Квентина Тарантино: если человек хочет что-то сказать, ему не нужно ради этого снимать целый фильм. Ведь если фильм транслирует всего одну идею, то это, скорее всего, плохой фильм. Точно так же сложно назвать шедевром произведение, которое сводится лишь к тому, чтобы, как плакат на злобу дня, показать какую-то остросоциальную или политическую проблему.

Есть художники, которые не просто заявляют о проблеме, но и оставляют место для размышлений, заставляют рефлексировать над ощущениями.. Такое искусство работает на долгосрочную перспективу и способно посеять в человеке зерно, которое постепенно в нём прорастёт. Для меня пример такой работы —  Помёт Патриши Пиччинини с выставки “Грядущий мир”: в скульптуре не только обозначено предостережение о том, что человечество может измениться под действием радиации, но и есть пространство для осмысления собственных чувств, когда мы смотрим на этих человекоподобных, отталкивающих нас существ. 

Выставка “Грядущий мир” в Garage была мощным высказыванием, которое объединило людей и раньше интересовавшихся экологической повесткой. Но вряд ли такие проекты способны переубедить тех, кто настроен категорично, никогда не погружался в экологию. С такими людьми нужно вести более мягкий, более терпеливый, не требующий мгновенной отдачи диалог. И именно для такой цели больше подойдёт искусство неповерхностное, не скандирующее громко. Поверхностное и кричащее искусство работает, скорее, на краткосрочную перспективу».
 

Art&science-энтузиаст, студентка направления art&science университета ИТМО Настя Ельникова:
 

«Как часто мы задумываемся о качестве воздуха, если не видим смог, или о пластиковом острове, пока не побываем на заваленном трубочками и бутылками тайском пляже? И задумываемся ли? Например, я всерьёз стала интересоваться проблемой загрязнения воздуха после знакомства с проектом Pigeonblog. Он выполняет классную роль: отслеживает качество воздуха в Лондоне и объединяет людей. Искусство не решает проблемы. Их решают люди, вдохновлённые искусством».
 

Telegram-канал автора статьи

декабрь 2021