«Экология в Англии – это модно»: Петр Весновский об изучении экологии в Оксфорде

ТЕКСТ  Анфиса Медведева
Просмотров 981    / Декабрь 2021 /
В прошлом году Петр Весновский, выпускник ФПЭКа, стал первым россиянином, поступившим на направление Water Science, Policy and Management в Оксфордский университет. Как ему это удалось? Какие перспективы для работы открываются после экологического образования в одном из ведущих вузов мира? И чем отношение к природе в Великобритании отличается от нашего? Об этом Петр рассказал в интервью «Международнику».

От анализа снега в школе до поступления в Оксфорд

Мой путь в экологию начался со школьных уроков. Очень повезло с учительницей географии Юлией Владимировной, которая пробудила во мне интерес к этому предмету. Мы участвовали в акциях по очистке рек, собирали пробы воды и снега, анализировали их загрязнение.

В 11 классе я стал призером Всероссийской олимпиады, что дало возможность поступить на ФПЭК без экзаменов. В МГИМО я попал на благодатную почву. Мой научный руководитель Наталья Евгеньевна Рязанова дала мне стимул развиваться и работать в новых областях.

На четвёртом курсе подал документы в Оксфорд на одну из пяти экологических программ. Я стремился учиться за рубежом, чтобы получить более широкое представление о предмете, посмотреть на проблемы в области водных ресурсов в различном географическом, экономическом и культурном контексте. Таких магистерских программ в мире очень мало, буквально можно пересчитать по пальцам.

Water Science, Policy and Management: первый россиянин за всю историю программы

Среди оксфордских программ мне была интересная только та, что посвящена науке о воде. Конкурс на нее был непростой: нужно было, помимо прочего, прислать отрывок из своего исследования объемом до 4000 слов. При этом на учебу принимают 20 человек примерно из 100 кандидатов.

Я стал первым россиянином за всю историю программы. Здесь специально создают мультикультурную среду, чтобы приезжали люди с разным прошлым и могли привнести что-то свое. Так, на моем курсе учатся студенты из Аргентины, Великобритании, Индии, Италии, Китая, Мексики, Новой Зеландии, США, Уганды, Франции, Японии.

У каждого – своя специализация. Кто-то приходит с инженерным бэкграундом, кто-то – с экономическим или с экологическим, а кто-то вообще раньше занимался литературой и теперь рассматривает вопросы культурной ценности водных ресурсов и взаимодействия с ними.

Сейчас я работаю над магистерской диссертацией. Она посвящена трансформации дельты Волги за последние 50 лет, а также проводимой в этой связи водной политике и возможностях по снижению потенциальных климатических и антропогенных рисков.

Национальные особенности отношения к природе

Отношение к магистратуре в Англии отличается от нашего. Здесь немногие приходят учиться сразу после окончания бакалавриата. Например, на мою специальность большинство поступает уже с опытом работы в отрасли. Еще наша программа постоянно обновляется: список литературы состоит преимущественно из источников последних двух-трёх лет. 

В целом отношение британцев к природе иное, чем у россиян. Люди здесь лелеют природу и бережно к ней относятся. Поэтому найти в лесу или в парке обертки, фантики, окурки невозможно. В каждой семье обязательно организован раздельный сбор мусора. За нарушение подобных правил следуют серьезные штрафы.

В Англии любовь к природе и забота о ней – это модно. Британцы на много шагов впереди России в этом плане, потому что они воспринимают соблюдение экологических правил как норму с детства. У них сейчас даже появился новый тренд – возвращать природу к первоначальному состоянию (rewilding). Это отражается, например, на сельскохозяйственном секторе, где молодой лес высаживают на маловостребованных полях и пастбищах.

А что дальше?

Скорее всего, я буду работать по всему свету. В мире до сих пор есть регионы, где необходимы большие усилия по организации управления водными ресурсами, например, в Африке южнее Сахары. Не так много людей готовы этим заниматься. Но мне бы хотелось работать над этими вопросами и в России, ведь чем больше я учусь, тем больше у меня получается почерпнуть идей для улучшения экологической (и, главное, водной) политики в нашей стране.

декабрь 2021