Поспешите отчитаться: парниковые газы и зачем за них отвечать?

ТЕКСТ  Лиза Глинская
Просмотров 750    / Декабрь 2021 /
Ежегодно компании по всему миру отчитываются о деятельности в области изменения климата, включая объемы выбросов парниковых газов, в Climate Disclosure Project (CDP) – международную организацию, которая занимается прозрачной оценкой экологической эффективности предприятий и ведёт базу данных об их воздействии на окружающую среду. Для того, чтобы эта отчетность была наиболее качественной, существуют консультационные компании, в одной из которых работает выпускница ФПЭК Марина Спицына. Она занималась CDP-отчётностью в Германии и Великобритании, помогала как европейским, так и российским компаниям. Отчёт по выбросам углекислого газа приносит бизнесу только дополнительный объём работы или же может быть полезен для его развития? Зачем в Европе покупают квоты на загрязнение воздуха? Что делают российские компании для улучшения экологической эффективности? Об этом читайте в нашем интервью.

Чем занимается компания, в которой вы работаете?

FutureCamp Klima GmbH предоставляет консультационные услуги в области охраны окружающей среды и экологии индустриальным компаниям, помогает им разобраться в методологии CDP и предоставить нужную информацию, чтобы набрать максимально высокий рейтинг, не потеряв при этом баллы за отчётность. Если компания обращается к нам с целью повышения текущих экологических показателей или рейтинга, мы помогаем ей разработать подходящую стратегию и справиться с поставленной задачей в следующем году.

В CDP могут отчитываться как компании, так и города, регионы. Существуют методологии для отчётов в области изменения климата, а также лесных и водных ресурсов. Набрать оценки в CDP можно на четырех уровнях – disclosure, awareness, management, leadership. Leadership – самый многоплановый этап: он подразумевает большой объём обязательств. Финальная оценка определяется количеством набранных баллов на каждом из уровней, то есть чем больше баллов было набрано в разделе leadership, тем выше будет итоговый рейтинг.

Зачем компаниям отчитываться по выбросам парниковых газов?

Учитывая обязательства в рамках Парижского соглашения, каждая страна-участница должна определить собственную климатическую повестку, поэтому, в первую очередь, компании отчитываются, потому что это их прямое обязательство. Кроме того, они это делают, чтобы избежать репутационных и инвестиционных рисков перед заинтересованными сторонами, stakeholders. Если фирма отчитывается по тем вопросам, которые ставят перед ней мировые тренды, – она способна привлечь к себе большее количество финансовых средств. В этом и помогает рейтинг CDP.

В свою очередь клиенты, физические лица и другие стейкхолдеры, которые отслеживают климатическую отчётность компании и замечают положительную динамику, охотнее хотят с ней взаимодействовать. И фирма не только привлекает инвестиции для разработки технологических решений в области изменения климата, но и становится надёжнее в глазах потребителей.

Но главное – это экологическая составляющая. Антропогенные выбросы парниковых газов в атмосферу остаются высокими, несмотря на амбиции мирового сообщества добиться их снижения. Крупные компании, особенно в горнодобывающем и нефтегазовом секторах, всё больше осознают влияние собственного производства на общество и окружающую среду. Поэтому с каждым годом растёт количество компаний, которые ставят цель добиться углеродной нейтральности к 2050 году

Какие действия может предпринять компания для уменьшения углеродного следа?

Есть универсальные стратегии – то, что способна делать каждая компания вне зависимости от своей специфики. Например, перейти к возобновляемым источникам энергии. Ещё можно инвестировать в новые технологии, такие как carbon capture and storage – улавливание диоксида углерода (СО2) из атмосферы. Одна из таких установок находится в Исландии, но её обслуживание стоит слишком дорого, поэтому такой вариант инвестиций рассматривают единицы, и то, только большие компании. Для остальных выгодно вкладывать в сохранение лесных ресурсов и развитие биоэнергетики, например, солнечной или ветровой генерации энергии. Если бизнес вовлекает большое количество транспортных средств, то есть возможность достичь углеродной нейтральности за счёт инвестиций в устойчивый транспорт, к примеру, электромобили или автомобили на водороде.

Просвещение сотрудников компании на тему изменения климата тоже очень важно. Большинство людей много слышали об этом процессе, но в полной мере не понимают сути явленияСам по себе парниковый эффект – это абсолютно неплохо, так как определённая концентрация парниковых газов в атмосфере помогает сохранять среднемировую температуру на уровне +15˚С, что является приемлемым для жизнедеятельности. Если бы парниковых газов не было вовсе, средняя температура поверхности Земли составляла -18˚С. Однако, когда концентрация парниковых газов превышает норму, возникают процессы, приводящие к неблагоприятным изменениям. Поэтому компаниям необходимо осознавать свою ответственность.

Страны и компании должны как можно больше вовлекаться в международную повестку не только для того, чтобы быть в центре событий, но и чтобы обогащаться знаниями, учиться у лучших.

Есть ли в мире единые требования по выбросам?

Парижское соглашение гласит, что к концу XXI века мировое сообщество должно удержать рост глобальной средней температуры ниже двух градусов, а лучше приложить все усилия, чтобы её рост не превышал полутора градусов по Цельсию. За этим процессом следит межправительственная группа IPCC, которая примерно каждые 5-6 лет публикует научные отчёты о влиянии изменения климата на различные аспекты окружающей среды, экономики и общества – Assessment Report of the IPCC (После Конференции сторон в Глазго в ноябре 2021 года вышел новый отчёт AR6). Учитывая эту информацию, каждая страна-участница соглашения самостоятельно разрабатывает и адаптирует план по достижению заявленных обязательств, количеству выбросов парниковых газов и декарбонизации экономики. Однако Парижское соглашение носит рекомендательный характер и не обязывает выполнять все поставленные задачи.

Косвенным регулированием количества выбросов парниковых газов можно назвать рыночную систему торговли ими. В Европе она называется Emissions Trading System (EU ETS). Каждое предприятие получает определённое количество квот на выбросы парниковых газов. Если она выделяет меньше предельного уровня выбросов, ей разрешается продавать квоты на избыток углерода компаниям, которые больше загрязняют атмосферу. Так формируется некий уровень выбросов, который необходимо соблюдать, а также стимулируется региональная экономика. Аналогичные системы есть в Китае, США (Калифорния), Новой Зеландии и других странах. Россия не является членом EU ETS Trading System, и ничего подобного у нас пока нет. Тогда как Казахстан разрабатывает собственную внутреннюю систему в сотрудничестве с Германией.

Компании каких стран лидируют в процессе перехода к зелёной экономике?

В сфере экологической осведомленности лидируют скандинавские страны, Германия, Швейцария. Частично Великобритания, но ей есть над чем работать. США скорее нет, чем да, потому что при администрации Дональда Трампа страна отказалась от релевантной экологической повестки. Джо Байден сейчас пытается наверстать упущенное, но это займёт много времени. Что касается Китая и Индии, то эти страны ставят довольно амбициозные цели особенно в сфере альтернативной энергетики.

Для многих стран политическая повестка актуальнее, чем экологическая. Например, если усилия государства направлены на урегулирование регионального конфликта, то нельзя ожидать от правительства активных действий в сфере смягчения последствий изменения климата.

К сожалению, экология – довольно политизированная сфера. Поскольку слабые с точки зрения политического веса страны практически не в силах лоббировать свои интересы, возникает проблема с carbon leakage – процессом, при котором в одной стране наблюдается увеличение выбросов парниковых газов в результате сокращения выбросов второй страной. Чаще всего это проявляется в ситуациях, когда крупные компании переводят производство в третьи страны, где доступны более дешёвые трудовые ресурсы и более лояльная природоохранная нормативно-правовая база.

Как быть с неравномерным переходом разных стран к экологически чистым технологиям?

Один из ключевых пунктов Парижского соглашения – это финансовая помощь странам третьего мира, которые в большей степени страдают от изменения климата, например, мелким островным государствам.

Сейчас в выигрыше будут те страны, которые вкладывали много финансов в науку, потому что разработка зелёной стратегии – это долгий процесс. Например, Германия и Великобритания так быстро переходят на новые технологии, потому что их учёные были к этому готовы и работали над этим вопросом задолго до того, как он стал мировым трендом. В России все тоже постепенно приходят к этому. Наши компании, например, «Сбер», Ozon, «Делимобиль» занимаются ESG-отчётностью. Таким образом, российский бизнес стремится сохранить конкурентоспособность на международной арене.

Какие российские компании участвуют в CDP-отчетности?

В России Архангельский ЦБК – одна из первых компаний, которая за климатическую отчётность начала получать почти сразу оценку «А». «Газпром» начал активно участвовать с 2016 года. Для компании это было экономически выгодно. После введения санкций Германияосновной покупатель российского газа в Европе предпочла переключиться с «неэкологичного» российского газа, в то время как «Газпром» не мог себе позволить потерять такого важного потребителя. Однако в России пока что не наблюдается столь амбициозной климатической повестки, как в той же Европе, поэтому далеко не все российские компании предоставляют отчётность по выбросам парниковых газов.

В России еще, к сожалению, довольно велик процент людей, ставящих под сомнение антропогенное влияние на изменение климата.  Игнорировать климатический кризис нельзя, потому что тогда каждая компания понесёт огромное количество издержек. Россию это особенно касается наша страна находится в зоне наибольшего изменения климата.

Чем рискуют компании, которые не придают должного значения экологическим проблемам?

Можем рассмотреть этот вопрос на примере климатической группы рисков. Они делятся на физические и риски переходного периода. Когда из-за таяния вечной мерзлоты в Сибири компания несёт инфраструктурные издержки в виде повреждённых газопроводов, эту ситуацию можно отнести к физическим рискам. То есть компания несёт убытки из-за непосредственного влияния климата на бизнес.

Риски переходного периода в основном связаны с реакцией общества, государств и инвесторов на изменение климата. Они проявляются в виде изменения законодательства, снижения терпимости в общественном сознании и интереса инвесторов к «неэкологичным» отраслям, а также повышения стоимости страхования.

В свою очередь этот переход делится на два этапа: adaptation – уменьшение негативных последствий изменения климата и использование возникающих технологических возможностей с экономической выгодой для предприятия, и mitigation – устранение причин и минимизация возможных последствий изменения климата.

И, разрабатывая такие стратегии, компании действительно делают большой вклад в сохранение нашей планеты?

Когда компания берёт на себя обязательства по смягчению изменения климата, она обязательно в какой-то степени помогает снизить все те издержки, с которыми сталкивается мировое сообщество. На основе данных, предоставляемых компанией в климатической отчётности, появляется возможность рассчитать, например, вероятность и частоту экстремальных погодных явлений. Климатическое моделирование помогает сделать ретроспективный анализ для прогнозирования будущего. Ведь помимо экологического кризиса мы имеем кризис биоразнообразия и нехватки природных ресурсов из-за перенаселения. Одно вытекает из другого. Например, когда экстремальные погодные условия учащаются, сельскохозяйственный сектор не может обеспечить растущее население региона необходимыми запасами продовольствия.  Таким образом, решив климатический кризис, нам будет легче справиться с остальными проблемами.

декабрь 2021