От фагота до водосточных труб: как музыка стала инструментом экоактивизма

ТЕКСТ  Полина Горн
Просмотров 117
Экологические проблемы волнуют не только политиков и общественных деятелей, но и музыкантов. С помощью своих произведений они всё чаще пытаются привлечь внимание к защите окружающей среды. К борьбе за экологию сегодня присоединился даже Бетховен. Но как зашифровать в нотах призыв спасти планету и через мелодию донести переживания, связанные с глобальным потеплением? Звучит невыполнимо, но это удавалось музыкантам и композиторам с XIX века и до наших дней.

Beethoven Pastoral Project: как Шестая симфония стала манифестом «Зелёных»

Одним из первых музыкальных проектов, посвящённых экологии, стал Beethoven Pastoral Project. Это экологическое движение было основано в 2017 году, и сейчас оно объединяет музыкантов и композиторов со всего мира. Его цель – напомнить людям о красоте первозданной природы, находящейся под угрозой исчезновения. Главным «участником» проекта считается Бетховен. Случайность это или нет, но в его родном городе Бонне находится Секретариат ООН по климату.

В 1808 году композитор написал Шестую симфонию, и именно её сейчас исполняют участники Beethoven Pastoral Project, причём каждый в своём стиле. Например, британский пианист Пол Бартон сыграл отрывок из произведения таиландским слонам, а немецкий диджей Майкл Рюттен выступил с часовым миксом, исследующим пасторальные мотивы во всём мире. Но почему была выбрана именно эта симфония? За ответом мы обратились к музыканту и преподавателю Московской консерватории Елизавете Миллер:

«Ни тема пасторали, ни тема обращения к природе не были придуманы Бетховеном — вспомним, к примеру, "Времена года " Вивальди, созданные почти на век раньше. Шестая симфония стала олицетворением экологического проекта по другим причинам.

Людвиг ван Бетховен создал всего девять симфоний. Так как их немного, все они очень известны и зачастую используются в качестве символики. Шестая симфония ассоциируется с кульминацией традиции пасторали в музыке (пастораль жанр, воспевающий мирную и простую сельскую жизнь, – прим.ред.). При этом в нём используется музыкальный язык, непримитивный для современников композитора, хотя и очевидный для нас. Например, изображение пения птиц с помощью флейты привычно нашему сознанию, но два века назад, когда не было кинематографа и звукозаписи, такой приём производил гораздо большее впечатление на слушателя.

Важно и другое:  хотя эта музыка и проста для восприятия, в ней содержится философская глубина. В "Пасторальной" симфонии рассматриваются вопросы отношения природы и человека, природы и творца, природы и искусства. Бетховен не только передаёт ощущение мира как цельного организма, но и размышляет о месте художника в этом мире. Он прославляет человеческий дух, который может вместить в себя всю природу. В этом заключается апогей философии Просвещения в Шестой симфонии. Неочевидный идейный слой "Пасторальной" симфонии Бетховена создаёт из композиции эмблему, подходящую для олицетворения международного экологического проекта».

Greenpeace: вначале была музыка

Главная природоохранная организация – Greenpeace – тоже была создана во многом благодаря музыкантам. В октябре 1970 года Джони Митчелл и Джеймс Тейлор провели благотворительный концерт в Ванкувере в поддержку некоммерческой организации Dont Make a Wave. На собранные средства активисты направили судно на остров Амчитка у Аляски в знак протеста против ядерных испытаний, которые могли спровоцировать землетрясение и цунами. Эти действия были замечены правительством США, и в 1971 году остров стал птичьим заповедником. А спустя год организация была переименована в Greenpeace Foundation.

С помощью музыки Greenpeace пришёл и в Советский Союз. В 1989 году здесь появился альбом Greenpeace Breakthrough с композициями известных западных рок-групп: U2, Dire Straits и R.E.M. В первые часы советские граждане приобрели полмиллиона копий альбома. Полученные организацией средства были потрачены на основание отделения Greenpeace в России.

Сейчас коллаборации Greenpeace с музыкальными исполнителями можно условно разделить на два типа: это либо распространение информации о глобальных проблемах во время выступлений, либо создание музыкальных композиций в местах, которые находятся под угрозой исчезновения. Так, итальянский композитор Людовико Эйнауди исполнил «Арктическую элегию» на рояле, расположенном на плоту в Северном Ледовитом океане. В процессе выступления вокруг музыканта рушились ледники, таявшие из-за глобального потепления. Игра Людовико Эйнауди на фоне разрушающейся природы — это призыв не превратить «Арктическую элегию» в «Арктическую эпитафию».

Другой пример: 16 октября 2018 года вышла композиция Hands off the Antarctic с чёрно-белым видеосопровождением с экспедиции Greenpeace в Антарктиду.  Её автор –  лидер британской группы Radiohead Том Йорк. Идея проекта понятна из названия: музыкант говорит мировому сообществу: «руки прочь от Антарктики». Некоторые кадры из видео больше напоминают фотографии – настолько обездвиженно выглядят пейзажи. Постоянный нарастающий бит формирует ощущение тревоги. Неприступные горы, нескончаемые снежные просторы, неприветливая водная гладь океана — всё это и правда создаёт ощущение, что Антарктида не место для человека.

Become Ocean: океан, в котором утопает человек

Музыканты всё чаще обращаются к экологической повестке и за рамками международных проектов. Например, американский композитор Джон Лютер Адамс берёт за основу произведений природные мотивы: его партитуры создают образы бескрайней пустыни, бушующей реки, безмолвной Арктики. А за композицию Become Ocean автор был удостоен Пулитцеровской премии в 2014 году. Адамс объяснил замысел этой работы в предисловии к партитуре, в которой обратил внимание на то, что однажды вода стала источником жизни. Таяние льдов и повышение уровня моря — угрожающие предзнаменования того, что в будущем всё снова уйдёт под водную гладь и растворится в ничто. Так композицию Адамса комментирует Елизавета Миллер:

«Его произведение напоминает плотную ткань медленных звуков, не спеша сменяющих друг друга и создающих ощущение погружения. Автор формирует образ непрерывно движущегося океана, который обволакивает всё вокруг. Адамс делит оркестр на три группы. Они расположены отдельно друг от друга в оркестровой ложе, что влияет на пространственное мышление слушателя. Помимо этого, по задумке композитора, исполняемая музыка должна сопровождаться световым аккомпанементом, что воздействует и на визуальное восприятие произведения. Получается, что Джон Лютер Адамс пользуется максимальным количеством средств для того, чтобы описать неописуемое. В отличие от Бетховена, который ставил человека выше природы, Адамс показывает океан как стихию, в которой человек буквально тонет».

Российский экоактивизм: от «Амбы» до «Укока»

Россию музыкальный экоактивизм тоже не обошёл стороной. В 2007 году рок-группа «Мумий Тролль» выпустила альбом «Амба». Это слово на удэгейском языке означает «тигр». Удэгейцы — коренной дальневосточный народ, проживающий в ареале обитания амурского тигра. По данным переписи населения 2010 года, удэгейцами считают себя только полторы тысячи людей. Рискнём предположить, что спустя 11 лет их стало ещё меньше. Выбрав такое название для альбома, «Мумий Тролль» попытался распространить крупицы культуры исчезающего народа. А доходы с продаж «Амбы» группа передала Международной коалиции по защите тигров.

В 2013 году появился музыкальным альбом «Укок», созданный фолк-группой «Рада и Терновник». Укок — священное плато в Алтае, через которое «Газпром» хотел проложить газопровод для торговли с Китаем. Композиции альбома — синтез рока и локальной культуры тюркских народов. В музыке «Рады и Терновник» низкое горловое пение Ногона Шумарова контрастирует с высокими нотами Рады Анчевской так же, как

пронзительный звон индийских каратал выделяется на фоне искаженных звуков электрогитары. Сложно сказать, насколько сильно «Укок» повлиял на планы «Газпрома», но альбом вышел в конце апреля, а строительство газопровода было приостановлено уже летом того года.

Возьмём более свежий пример. Совсем недавно, 27 сентября 2021 года, появилась первая коллаборация Greenpeace с российским музыкантом. Для документального фильма о возобновляемой энергетике техно-продюсер Никита Забелин создал композицию в поддержку развития зелёного курса в России. Музыкант поехал в ветропарк Ульяновской области, где посреди поля подключил аппаратуру к солнечным батареям и записал безымянный трек. Композиция Никиты напоминает космическую музыку Ханса Циммера, только вместо таинственной и необъятной Вселенной здесь передаются размышления о тревожном настоящем с надеждой на лучшее будущее.

Примечательно, что у последней работы нет запоминающегося названия – это просто «трек, призванный привлечь внимание к климатическому кризису». Наверное, безымянность произведения помогает сместить фокус внимания слушателя с «оболочки» на идею. Включите и вы эту композицию и прислушайтесь к возникшим у вас мыслям и переживаниям.

декабрь 2021