Красный шарф. Пьеса-репортаж о молодых экологах

ТЕКСТ  Валерия Колесникова
Просмотров 1097    / Декабрь 2021 /

Действующие лица

Таня Резанова – заведующая кафедрой экологии и преподаватель Ассоциации победителей олимпиад, выпускница МГИМО, научный сотрудник, энтузиастка и др.

Яна Ломова – призер Всероссийской олимпиады по географии, студентка МГИМО 

Мальчик в красной кепке 

Никита Кузьмин – призер Всероссийской олимпиады по экологии, студент МГИМО

Юля Савон – студентка МГИМО

Место действия – Москва

Действие первое

Сцена I
Метро

– ПЧХИ, – пытаюсь прикрыть рот рукой и оглядываюсь по сторонам. Люди в испуге отворачиваются, натягивая маску все ближе ко лбу. Да не коронавирус это! Не он, витающий повсюду, особенно в наших головах, а кое-что пострашнее. Сразу же вспоминается, что недельное проживание в Пекине равняется одной выкуренной сигарете. Х-х-хорошо, что я сейчас в М... В Мо... ПЧХИ! В Москве.

Выйдя из метро, повторяю последние вопросы и захожу в кафешку. Здесь шумно, мегаполисно, пахнет колой и специями. Я останавливаюсь, чтобы оглядеться, но через секунду оказываюсь за маленьким столиком у окна, как бы спрятанным от посторонних глаз. Моей героини еще нет.

Сцена II
Кафе «Фарш»

– Мам! – кричит за окном маленький мальчик в ярко-красной кепочке и бросает стакан от милкшейка рядом с урной, но не в нее. В этот момент я понимаю, что всегда не любила красный цвет, и снимаю с себя красный палантин, отстраняя его как можно дальше. Вот бы он потерялся.

Бзынь. Бзынь!

Как же надоел этот телефон. Что опять? Смотрю на экран, где высвечивается сообщение из одного телеграмм-канала: «ТОП-5 ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КАТАСТРОФ 2020 ГОДА». Ну спасибо, думаю я. Мне не хватало прочитать еще и это, чтобы окончательно разочароваться в жизни. Как было прекрасно летом среди берез, на берегу чистой реки…

– Лера?

Я оборачиваюсь. Да, да! Здравствуй, Таня, рада тебя видеть!

Обнимемся? Начнем?

Сцена III

– Мы – потерянное поколение?

– Напротив! Сегодняшние подростки и молодые ребята – носители принципиально нового экологического мировоззрения. Сказать, что они вдохновляют, было бы мало. Они удивительные, думающие, верящие в лучшее будущее, но самое главное – делающие что-то ради него.

– Что?

– Они сами организовывают раздельной сбор мусора, приезжают на сборы по олимпиаде со своими кружками, чтобы не использовать одноразовую посуду; они мечтают и стремятся, работают и добиваются поставленных целей. Они задают очень взрослые и серьезные вопросы, на которые даже я иногда не могу дать ответа, и это радует.

– В чем их феномен?

– Это часть современного мировоззрения. Они с этим живут, они не могут без этого. Иногда слишком по-детски наивно верят в спасение окружающей среды, не замечая множества препятствий на длинном пути к этой цели. Но, думаю, так и надо.

Сцена IV

Таня ушла. Нет, умчалась, будто вихрь, выполнять свою великую миссию по спасению будущих поколений. А мы остались одни. То есть я, окно, большой город и красный шарф, который почему-то настойчиво смотрел на меня, словно в чем-то виновата я, а не он.


«Через несколько лет дела с экологизацией в России пойдут быстрее. Когда сегодняшние юные экологи окончат университеты и станут занимать высокие должности, все изменится. Они будут чувствовать лучше, любить сильнее, смотреть глубже. Они уже смотрят глубже. Стоит только подождать», – до сих пор витает в воздухе Танин голос.

И я тоже начинаю верить. Хочу стать частью того глобального, что мы можем совершить.

Действие второе

Сцена I

Проспект Вернадского

Выхожу на улицу с новым ощущением. Ветер подталкивает меня куда-то вперед и расправляется с моим красным шарфом быстрее, чем я думала.

Лети, мой милый.

Эх, поднять все-таки надо. Не сорить же шарфами.

Меня мучает лишь один вопрос: «Кто такие сегодняшние подростки?» Я тут же звоню Яне.

Почему мы ни разу не обсуждали это с ней? Ни разу, сколько бы ни болтали ночи напролет, мы не касались дела всей ее жизни.

– Яна! Яна! Яна!

– Лера, все норм?

– Почему ты занимаешься экологией?

– Ты действительно хочешь об этом поговорить?

Конечно же, да. И я, как любопытный ребенок, сажусь на ближайшую скамейку, чтобы слушать. Слушать и удивляться.

*смеются, долго разговаривают*

– Ты пошла учиться на экологию, потому что тебя волнуют проблемы окружающей среды?

– А разве есть еще причины?

– Мода, тренды? Хайп? – ухмыляюсь я.

– Это не для нас.

– Не для вас?

– Подожди.

Сцена II

Кухня

Вечером за кухонным столом у меня дома собираются друзья. А я чувствую себя виновником этого «торжества».

Никита, Юля, Яна – юные экологии. Изучают международные комплексные проблемы природопользования и экологии, участвуют в различных конференциях и форумах. Мы сидим за круглым столом, пьем ароматный кофе с халвой. Сладко и уютно.

– Друзья, у нас есть шанс спасти планету?

Разноголосие, шум, дружеский спор.

– Конечно! Но давайте быть объективными: нам нужны время, силы, поддержка властей, – отвечает Никита, который уже организовал раздельный сбор мусора в своей квартире, заразил этим маму и лучшего друга.

– Не все так прекрасно, как кажется. Нет никакого супер-человека, который сможет спасти мир. Это должны сделать все мы, – продолжает Яна.

– Поэтому мы здесь, – подхватывает Юля.

Никита делает глоток кофе и задумчиво вздыхает.


– Понимаешь, все не так просто. Нам потребуются десятилетия, чтобы вырасти и укрепиться в своем экологическом сознании, найти пути решения многих проблем, предотвратить возможные катастрофы. И мы сделаем все, что сегодня не могут сделать в мире, потому что мы – другие. Новые.

– Что значит «новые»?

– Ну, новые. С другими идеями и другой правдой.

– Мы умеем верить, – поддерживает Яна.

– Что вы уже делаете?

А делают они уже многое. Например, Юля ходит за продуктами с шоппером и не пользуется одноразовыми ватными дисками, заменяя их многоразовыми хлопковыми салфетками.

Сцена III

Яна старается меньше «потреблять». Кстати, еще одно интересное слово, значение которого мне сегодня открылось с другой стороны.

– Потреблять?

– Да, мы живем в век массового потребления. Посмотри, сколько мы всего покупаем, а потом выбрасываем. А потом снова покупаем. И так по кругу, – с грустью в глазах рассуждает Яна. – Вот я стараюсь покупать меньше ненужного. Как научиться это делать? Просто постоянно задавай себе вопрос: а мне это действительно нужно? По сути, это лишь капля в море.

– Но какая капля! – восклицает Юля. – Меня всегда мучал вопрос, стоит ли делать что-то, если большинство все равно будет использовать целлофановые пакеты, пить кофе в одноразовых стаканчиках, бросать мусор мимо урны…

– И стоит?

– Я поняла, что стоит, потому что…


– Потому что думай глобально, делай локально! – перебивает нас Яна.

Сцена IV

Ночью я долго ворочалась. Как я раньше жила без этого – без этого осознания?

За окном тем временем начинался ураган, кроны деревьев раскачивались все быстрее, будто подчиняясь ветру-повелителю. Где-то свистело, где-то даже выло. Мне стало страшно. Заснуть не получалось, и я вышла на кухню. Там сидела Яна: корпела над новым проектом.

– По спасению мира? – сонно улыбнулась я.

Яна улыбнулась тоже.

– Как думаешь, она на нас обижена? – кивнула я головой в сторону окна.

Яна немного помолчала и ответила, смотря куда-то сквозь меня:

– Человек пришел и поставил себя в центр всего. Он борется с природой, идет против ее законов. Так нельзя.

Ураган за окном усиливался. Вдруг в сумерках за окном мелькнуло что-то красное. Мелькнуло – и улетело в неизвестном направлении.

Мой шарф.

Через несколько минут все стихло. Покой и умиротворение. Я вернулась в комнату. Наутро я уже точно не проснусь прежней. 

декабрь 2021