Ускоренное лето: акселератор MGIMO Ventures

ТЕКСТ  Полина Горн
Просмотров 249
В мае этого года в нашем университете стартовала бесплатная программа акселерации MGIMO Ventures. 20 стартапов, прошедших отбор, стали участниками интенсива по развитию и масштабированию технологического бизнеса, организованного в партнёрстве с венчурной компанией Startech.vc. О том, как работает акселератор, кому туда стоит идти и чего можно достичь всего за три месяца, узнала наш автор Полина Горн.

«Акселератор MGIMO Ventures»: если значение аббревиатуры института не вызывает вопросов, то соседствующие с ним термины могут быть неизвестны тем, кто не интересуется предпринимательством.

Ventures — это про бизнес, предполагающий высочайший риск. Стартапы как раз и являются венчурными проектами, успех которых сложно определить. Поэтому венчурным компаниям важно преподносить себя так, чтобы убедить инвесторов вложиться именно в их идеи.

«Инновационной может быть не только технология, но и бизнес-модель. Даже когда есть готовый продукт, не факт, что компания станет успешной, достигнет самоокупаемости и сможет масштабироваться», — объясняет ведущий трекер MGIMO Ventures Марк Лиепинш.

Акселератор — программа, направленная на интенсивную помощь стартапам. В сжатые сроки она оценивает жизнеспособность проекта, предоставляет ему экспертизу и наставничество. С помощью полученных инструментов стартап пытается найти инвесторов и выйти на рынок.

Как правило, акселератор нацелен на стартапы узкого профиля и предъявляет строгие требования отбора. Например, чтобы попасть в известные международные акселераторы, проект должен существовать уже как минимум полгода, обладать клиентурой, региональной специализацией, проработанной бизнес-моделью. Акселератор — программа для зрелых проектов, которым нужен внешний импульс для более успешного развития.

Марк Лиепинш: «Программа акселератора направлена на ускоренную проверку бизнес-гипотез и снижение инвестиционных рисков. В акселераторах проекты бегут со скоростью, выше той, с которой они привыкли бежать.

Также акселератор ускоряет процесс отсеивания неудачных бизнес-идей. Вне программы стартапы могли потратить год, чтобы проверить свою бизнес-гипотезу. Акселератор экономит время и предпринимателей, и инвесторов».

Кто может участвовать в акселераторе?

В первую очередь MGIMO Ventures — программа для студентов и выпускников нашего университета. Вот, что говорят о ней участники из МГИМО:

Пётр Барков, CEO образовательного проекта Pocket Study, 4 МО-МИЭП: «Акселератор — идеальная тема для тех, кто себя так или иначе ассоциирует с бизнесом, с созданием чего-то своего».

Принципиально неважно, чем ты занимаешься, где учишься или даже работаешь, если у тебя изначально есть предрасположенность к тому, чтобы заниматься предпринимательством.

Тематические направления акселератора близки магистерским программам МГИМО. В этом на личном опыте убедилась Анастасия Архангельская, выпускница магистратуры «Искусственный интеллект», CEO проекта NAVIG.io — программы навигации в дополненной реальности:

Всё, что было в моей магистратуре, мне очень сильно пригодилось в акселераторе, абсолютно всё. Мой бизнес-проект стал продолжением магистерской диссертации, и я сейчас реально занимаюсь тем, чему меня учили.

«Одна из целей MGIMO Ventures — подружить высшее образование и рынок, бизнес, частный и государственный секторы. Окончив вуз и попав на работу, люди часто слышат: "Забудьте всё, чему вас учили в университете". Мы стремимся к тому, чтобы образовательные программы всё меньше отставали от рыночных запросов на кадры», — говорит соруководительница MGIMO Ventures Тамара Маградзе.

Помимо студентов и выпускников МГИМО, в акселераторе могут участвовать и рыночные стартапы, российские и международные.

Тамара Маградзе:

Программа MGIMO Ventures нацелена на тех, кто готов к обратной связи, кто готов столкнуться с реальностью и снять розовые очки.

«Участник акселератора должен быть в состоянии выдержать фидбэк, потому что он часто противоречит надеждам, и не все с этим справляются».

 

Дорожная карта трёхмесячного забега: от отбора до демо-дня

 

Чтобы попасть в акселератор MGIMO Ventures, нужно пройти два этапа отбора. На заочном этапе рассматриваются поступившие онлайн-заявки. Основной принцип — соответствие указанным на сайте критериям.

Пётр Барков: «Если большинство акселераторов имеет много формальных и жёстких критериев, то MGIMO Ventures — программа другого типа. Она готова работать не только с завершёнными проектами, но и с проектами на начальном этапе».

Тамара Маградзе: «На заочном этапе мы делаем срез проектов на инвестиционную привлекательность. Смотрим на команду стартапа и его бизнес-модель, чтобы отмести самые нереалистичные планы. Ключевым этапом для нас является второй, очный».

Очный этап — онлайн-питч проекта перед ключевыми сотрудниками и партнёрами акселератора. Как правило, стартап представляет его основатель. В ограниченное время он должен рассказать об идее, целях и ценности проекта и о том, как акселератор может ему помочь в достижении этих целей.

Тамара Маградзе: «Способность лаконично и структурированно сформулировать и донести запрос на очном этапе отбора — важный аспект, на который мы смотрим при формировании списка финалистов-участников программы».

Марк Лиепинш: «Чем больше ценности мы можем дать проекту, тем выше наше желание его взять. Мы стремимся, чтобы именно с нашей помощью проект значительно вырос и продемонстрировал success story».

По завершении отбора начинается основная программа. Она состоит из нескольких блоков:

Образовательная программа

У акселератора уже имеется база лекций, но по запросам участников организуются дополнительные занятия на не затронутые ранее темы.

Пётр Барков: «Каждый тематический блок подкрепляется презентацией и записью программы. Если ты не смог присутствовать на каком-то образовательном треке, то можешь посмотреть его самостоятельно. Это помогает совмещать участие в акселераторе с работой».

Трекерское сопровождение

В течение всего акселератора за проектом закреплён куратор-трекер. Стартап работает с ним индивидуально. Трекер помогает выявить основные проблемы проекта, над которыми идёт планомерная работа. Он налаживает связи стартапа, по запросу подбирая экспертов и представителей компаний. Трекер также ставит проекту цели, о выполнении которых участник отчитывается на еженедельных встречах.

Анастасия Архангельская: «Я впервые встречаю трекера, который всегда на связи. В других акселераторах, в которых я участвовала, трекеры вели себя очень формально: с ними можно было связаться только на еженедельных встречах. В MGIMO Ventures же трекер настолько погружён в тематику проекта, что он стал для меня почти сотрудником компании».

Мастермайнды

Групповой мозговой штурм среди участников акселератора. Проводится и внутри трекерской группы, и между участниками из разных сфер. На мастермайндах обсуждаются индивидуальные проблемы проектов. Это возможность познакомиться с другими участниками акселератора и услышать мнение со стороны.

Мила Улыбина, CEO Muscles.ai — умной одежды для физического анализа состояния тела: «На мастермайндах доверительная атмосфера. Мы обсуждаем проблемы, показываем "нижнее бельё" стартапов. Это помогает справиться с психологическим прессингом, который неизбежен, когда ты должен транслировать идеальный образ проекта, а за этим фасадом много проблем. Благодаря этим встречам понимаешь, что у всех стартапов есть сложности».

 

Доступ к нетворку и экспертные сессии

Коммуникация с экспертами и представителями фонда начинаются только в середине программы — на экваторе, важном промежуточном этапе акселератора. На это есть несколько причин: участники уже успели пройти этап акклиматизации и понять, куда они попали, но при этом ещё достаточно времени, чтобы успеть достичь договорённостей, о которых можно будет рассказать на демо-дне.

Мила Улыбина: «Все эксперты, с которыми мы работали, — люди с предпринимательским мышлением. Они открыты к рискованным идеям. В акселераторе буквально за 20 минут можно договориться о том, на что обычно уходит 2–4 мероприятия».

Моё предубеждение о том, что на российском рынке мало людей, с которыми можно общаться, оказалось ошибочным. Просто раньше я не знала, где они собираются.

9 сентября MGIMO Ventures завершится демо-днем. Стартапы, допущенные к этому мероприятию, будут презентовать свои проекты в университете. На демо-дне будут присутствовать потенциальные инвесторы, представители фондов, бизнес-ангелы. Проект рассказывает о достигнутых за три месяца результатах и перспективах развития, для которых ему потребуется помощь инвесторов.

Марк Лиепинш: «Демо-день — это лицо акселератора. Большинство инвесторов появляются только на этом мероприятии: не все приходят на открытие акселератора или экватор. Задача проектов и трекеров — подготовить качественные презентации — питчи, осветить свои сильные стороны и переупаковать слабые».

Тамара Маградзе:

Очень часто потенциальные договорённости зарождаются на демо-дне. Это, на самом деле, не конец акселератора, а только его начало.

Мы узнали у участников акселератора, о каких результатах, достигнутых за трёхмесячную программу, они расскажут 9 сентября:

Мила Улыбина: «Нам помогли выработать самопозиционирование и стратегию, привели к вендорам на различных рынках. Нас также пригласили в акселератор для DeepTech-проектов. Всё это очень важно для приучения российского рынка к небыстрым стартапам».

Анастасия Архангельская: «За три месяца наш проект прошёл путь от технической составляющей до продуктовой. Уже разработано приложение и его дизайн, дорабатывается сайт, готовятся презентации и видеоролик к демо-дню. Помимо этого, мы написали научную статью по используемым технологиям и будем подавать патент на полезную модель».

Пётр Барков: «Мы начинали в акселераторе на стадии сырого проекта: у него не было ни позиционирования, ни чётких финансовых целей, ни первичных инвестиций. На демо-день мы выходим с полным пониманием этих аспектов. Наш финальный call to action — получить первичные инвестиции и перенести pre-seed-стадию в seed-стадию»

 

Экосистема, бренд и преакселератор: о перспективах MGIMO Ventures

Несмотря на то, что первый сезон акселератора ещё не завершился, у представителей MGIMO Ventures уже есть видение будущего проекта.

Тамара Маградзе: «На этапе отбора было очень много проектов на стадии идеи, которые не соответствовали требованиям для участия в акселераторе. Получается, что интерес к бизнес-процессам у студентов есть, но не хватает нужной степени подготовки. Мы поняли, что MGIMO Ventures также нужен преакселератор».

Акселератор направлен на проекты с оформленным ценностным предложением и продуктом. Преакселератор станет базой для акселератора, где участников будут вести от идеи до стадии минимально жизнеспособного продукта.

​​Преакселератор MGIMO Ventures — это восьминедельная программа по основам технологического предпринимательства. На ней участники получат личного трекера-наставника, доступ к нетворкинг-сообществу, образовательным вебинарам и лекциям, а также индивидуальные и групповые консультации с экспертами.

Марк Лиепинш: «Задача преакселератора — поддержка студенческого сообщества МГИМО, развитие его интереса к технологическому предпринимательству. В будущем благодаря программам MGIMO Ventures коммьюнити вокруг университета станет понимать, что такое венчур, как работают инвестиции. Стартапы студентов будут на высоком уровне, а MGIMO Ventures как бренд будет притягивать в акселератор качественные проекты с рынка».

С каждым следующим акселератором будет усиливаться экосистема, сообщество, экспертиза вокруг программы, внутри МГИМО.

Тамара Маградзе: «Мы верим, что создание подобной экосистемы внутри МГИМО послужит фундаментом для ускоренного развития студенческих инициатив и проектов. В долгосрочной перспективе мы можем говорить не просто о прокачке определённых навыков, но и о формировании культуры применения лучших практик».    

Истории проектов:

PocketStudy — университет в смартфоне, придуманный двумя братьями-студентами. Стартап по созданию универсального приложения для учёбы, где можно будет не только смотреть расписание, но и узнавать новости, оценки, получать доступ к библиотечному фонду и прикреплять справки в случае болезни.

Muscles.ai — стартап по созданию умной одежды, которая анализирует состояние тела и на основе этого создаёт индивидуальные тренировки. Эта технология направлена на двигательную реабилитацию больных, поддержание мышечного здоровья космонавтов в условиях внеземной гравитации и мониторинг безопасности труда во избежание производственных травм.

NAVIG.io — навигатор дополненной реальности. Технология помогает пользователям не заблудиться в торговых центрах, аэропортах, музеях. Создавая маршрут, программа также делится дополнительной информацией об окружающих человека объектах.

 

 

Словарик участника акселератора:

Call to action — кратко сформулированный призыв инвесторов к действию, завершающий презентацию стартапа.

DeepTech (англ. deep technologies) — глобальные технологические стартапы, требующие длительных научных исследований и больших инвестиций.

Pre-seed-стадия — начальный этап финансирования стартапа. У проекта уже имеются первые клиенты и продажи, но ещё нет бизнес-модели. На этой стадии основными инвесторами стартапа является ближайшее окружение основателя.

Seed-стадия — второй этап финансирования стартапа, «посевной». Проект уже проверил бизнес-гипотезу и дорабатывает продукт для соответствия потребностям рынка. Цель seed-стадии — найти инвесторов для достижения самоокупаемости.

Бизнес-ангел — частный инвестор, готовый вложиться в стартапы, находящиеся на ранних стадиях развития.

Вендор — владелец торговой марки, под которой он продвигает полученную от производителей продукцию.

Питч — краткая презентация стартапа с целью заинтересовать потенциальных инвесторов.

*Больше узнать о программе и посмотреть другие проекты участников можно на сайте MGIMO Ventures https://accelerator.mgimo.ru

сентябрь 2022