«Африки не надо бояться», – Никита Соловьев о жизни дипломата в Мозамбике

ТЕКСТ  Анастасия Соловьёва
Просмотров 3346    / Июнь 2021 /
Каким вы представляете Мозамбик? Берег океана за окном, пение тропических птиц… Но чем на самом деле сегодня живет это африканское государство? Зачем там работают российские дипломаты и что они чувствовали, когда оказались на другом конце Земли? Об этом нам рассказал пресс-атташе посольства России в Мозамбике, выпускник МГИМО Никита Соловьев.

Я ехал и думал: «Куда же я попал? Куда жизнь меня занесла?»

Никакого страха не было, когда я узнал, что отправляюсь в Мозамбик. В МГИМО я шесть лет изучал все, что связано с Латинской Америкой. Но в магистратуре уже начал понимать, что абсолютно без разницы, в какую португалоговорящую страну тебя направят. В Африку, значит, в Африку. Психологически абсолютно был готов к командировкам в далекие жаркие страны.

Когда я приехал в Мозамбик, в аэропорту меня встретил консул.

Между посольством и аэропортом – абсолютное гетто. Я ехал и думал: «Куда же я попал? Куда жизнь меня занесла?».

Через час мы с консулом отправились в ресторан на набережную, и я понял, что на самом деле здесь все очень неплохо.

«90% работы дипломата – это кабинетная история»

Я уже почти три года на дипслужбе. Два года был протокольщиком, пока в Мапуту (столица Мозамбика – прим. ред.) не приехал более молодой выпускник МГИМО и не принял у меня эту эстафету. Сейчас я занимаю должность пресс-атташе.

Из-за небольшого количества сотрудников в африканских посольствах, даже у самых молодых дипломатов очень широкий функционал. Я контактирую с теми, с кем в европейских странах начал бы взаимодействовать, начиная с должности первого секретаря или даже советника.

Это и начальники управлений министерств, и руководители газет, телеканалов, радиостанций. Поскольку несколько направлений деятельности могут быть сосредоточены в руках одного человека, очень важно быть собранным и внимательным, уметь правильно распределять свои обязанности, чтобы на все хватало времени.

Часто забывают, что 90% работы дипломата – это кабинетная история. Торжественные приемы, конечно, есть, но они занимают меньшую часть времени. Ведь, постоянно посещая встречи, не будешь успевать написать справки, отчетные документы, которые требует Москва. Отдельный блок составляет работа в соцсетях – это классический SMM, только с той спецификой, что ведешь страницу российского посольства в Мозамбике.

Важно всегда поддерживать на уровне владение языком. Чем лучше говоришь на иностранном языке, тем эффективнее будет выстраиваться твоя работа по налаживанию контактов. К тому же, я работаю еще в одной стране по совместительству – в Королевстве Эсватини (бывший Свазиленд – прим. ред.), где государственный язык – английский. Часто звоню туда по каким-то вопросам и поддерживаю на уровне как письменный, так и устный язык.

«Мне практически никогда не бывает скучно на работе»

С глобальной точки зрения, то, чем я занимаюсь, – это маленькая песчинка. Но когда я вижу, что результат моей работы приносит практические плоды в выстраивании двусторонних отношений между странами – это греет мне душу.

Когда пост в Facebook набирает охваты в два раза выше средних показателей – это приятно. Когда я пишу брифинг для интервью посла на центральном радио и понимаю, что его услышат по всему Мозамбику, – это тоже очень приятно. Вот в такие моменты осознаешь, что ходишь на работу не просто получать доллары, а действительно делаешь что-то полезное. Если бы я не получал удовольствие от того, чем занимаюсь, я бы уже давно собрал коробки и вернулся в Москву.

«Зачем нужны посольства в африканских странах? Ведь можно посадить в ЮАР трех дипломатов, и все…»

Часто ходят разговоры о том, зачем вообще нужны посольства в африканских странах, зачем столько людей сюда отправлять? Ведь можно посадить в ЮАР трех дипломатов, чтобы работали, да и все. На самом деле это не так. В 90-х наша внешняя политика в Африке практически не развивалась. А с 2010-х годов интерес к Африке все повышается, поэтому работа посольств очень важна. Отношения России и Мозамбика носят ровный позитивный характер. Впервые с 1987 года лидер этого африканского государства приезжал в Москву в августе 2019 года в рамках двусторонних переговоров с Путиным. Затем спустя два с небольшим месяца он прибыл с визитом вновь, но уже на саммит «Россия-Африка».

Сейчас очень важно дать импульс нашему экономическому сотрудничеству, потому что по политической линии у нас все достаточно хорошо. Главное, чтобы наши предприниматели увидели, какие интересные перспективы развития есть в Мозамбике. Конечно, сложно привлекать отечественный бизнес в Африку, но сейчас внимание этому уделяется на самом высоком уровне. По мере возможности мы как посольство этим занимаемся и будем надеяться, что экономические отношения пойдут в гору в ближайшее время.

«У меня были заниженные ожидания от Мозамбика, но тут есть практически все, что и в Москве»

Мне очень нравится местный климат, он тут просто идеальный. Мозамбик находится не совсем на экваторе, поэтому климат скорее тропический. Есть смена времен года, но меньше +10 градусов температура не опускается. У меня были заниженные ожидания от Мозамбика, но тут можно найти практически все то, что есть в Москве. Много хороших ресторанов, супермаркетов, качество продуктов очень высокое. Культурная жизнь, правда, неактивная. До пандемии музыкальные вечера устраивали во франко-мозамбикском культурном центре. Кинотеатров всего два-три на всю столицу. Среди развлечений в первую очередь путешествия.

Еще один плюс жизни в Мозамбике – это океан. Когда он виден из твоего окна – это божественно. Все минусы меркнут на фоне такой красоты.

Подтверждение: я живу тут уже почти три года и пока обратно еще не собираюсь.

«Я стараюсь не ходить один по городу пешком, передвигаюсь исключительно на машине»

Я стараюсь не ходить один пешком даже по самым приличным районам Мапуту. Лучше доеду на машине, так мне будет спокойнее. Не очень комфортно ощущать себя единственным белым человеком на два квартала вокруг. Я не чувствую себя в безопасности, но при этом никаких ситуаций, связанных с криминалом, со мной не случалось.

С малярией в Мозамбике стало получше. Последний раз кто-то из посольства болел около десяти лет назад и только потому, что этот человек целенаправленно к этому шел: не использовал репелленты, уехал куда-то далеко на север отдыхать, где и заразился. Здесь инфекция малярии не самая жесткая. Все лечится, тем более что госпиталь в Мозамбике мирового уровня.

«Когда работаешь в посольстве, родина не даст о себе забыть ни при каких обстоятельствах»

В последний раз в отпуске в России я был в августе 2019 года. Но когда работаешь в посольстве, родина не даст о себе забыть ни при каких обстоятельствах. Я скучаю по родителям, близким друзьям, но все-таки в любой момент могу созвониться с ними по видеосвязи. Конечно, современные технологии помогают, но очень хочется увидеть всех вживую. Не хватает бешеного московского ритма. Москва мне как раз нравится тем, что это мировой мегаполис как Лондон или Нью-Йорк с особым вайбом, постоянным движением, суетой 24/7.

«Африки не надо бояться»

Африка – это прекрасный старт дипломатической карьеры, и первая командировка сюда – это очень неплохо. Конечно, есть разные страны, и, сидя в Мали, я бы, наверное, сказал что-то иное, но сюда спокойно можно ехать. Приезжайте, я тут все-таки не навсегда.

Блиц-опрос: развеем мифы о Мозамбике из интернета

«Несмотря на то, что официальным языком является португальский, на нем разговаривает лишь часть населения. Подавляющее число местных жителей общается на языках банту»

Здесь есть десятки местных языков, но португальский – это lingua franca для всех народов, которые населяют Мозамбик. Как и в других африканских странах из-за особенностей колониального развития, в Мозамбике много разных национальностей. Португальский – это неотъемлемая часть выстраивания новой идентичности. В Мапуту я ничего на местных языках не видел, только на португальском или на английском.

«Хотя в путеводителях Мозамбик часто называют "землей улыбок", на улицах улыбаются тебе не часто»

Я бы так не сказал, все достаточно приветливые. Правда, сейчас все ходят в защитных масках, улыбаться особо не получается.

«Мозамбик не самое популярное место среди туристов, на улицах города их почти не встретишь»

Это действительно не самое очевидное направление для туризма. Скудность инфраструктуры обуславливает то, что путешественников не очень много. Выбирая куда поехать, турист вряд ли отправится в Мозамбик, когда рядом есть хорошо развитая Южно-Африканская Республика. Однако здесь отдыхает много белых африканцев из ЮАР, потому что в Мозамбике они ощущают себя в большей безопасности, чем на родине. Вопрос расизма по отношению к белым людям тут стоит гораздо менее остро.

«На улицах Мозамбика достаточно грязно и много мусора»

К сожалению, это правда, периодически с мусором на улицах бывает совсем сложно. Например, Мапуту – город очень красивый, но совсем неухоженный.

июнь 2021