5 вопросов эксперту о британской монархии

ТЕКСТ  Елизавета Дерябина
Просмотров 24970    / Июнь 2021 /
Её обожают и уважают. За всю историю британской королевской династии ни один правитель не правил дольше её. Верностью традициям, строгостью и элегантностью, женственностью и мужеством Елизавета II словно олицетворяет саму Англию. По случаю юбилея королевы редакция «Международника» решила узнать, что монархия значит для британцев сегодня. На наши вопросы ответила старший преподаватель кафедры английского языка №3, специалист в области страноведения и лингвокультурологии Светлана Шеменкова.

1. Какую роль играет королева в современной Великобритании?

Британский монарх объединяет нацию и представляет собой феномен исторической памяти прежде всего для англичан. Также он является и главой Содружества, в которое входят 54 государства, включая Великобританию. В 16 из них королева – формально глава государства (например, в Австралии, Канаде, Новой Зеландии и Ямайке).

В наши дни у британской королевской семьи сохранилось не так много полномочий. Королева Великобритании выполняет церемониальные функции. Все решения, касающиеся политики королевства, принимает премьер-министр. Однако неверно полагать, что между главой правительства и королевой полностью отсутствует взаимодействие. Как минимум раз в неделю они встречаются, обсуждают принимаемые решения. Кроме того, в обязанности Елизаветы II входит ежегодное открытие заседаний парламента.

Все постановления, прежде чем стать законами, должны получить одобрение монарха. Но в последний раз британский монарх отказался подписывать принятый парламентом закон в 1708 году. Тогда королева Анна Стюарт отвергла закон о воссоздании шотландских вооруженных формирований.

2. Почему наличие наследуемых титулов не вызывает у англичан возмущения?

Аристократия, элитарность, gentleness – все это элементы культурного самосознания британцев, прежде всего англичан. Пэрство, Палата лордов, королевская семья – живые символы культурной идентичности жителей британских островов. Это неразрывная связь современного британца с его прошлым, которое определяет его «эго» здесь и сейчас.

Красочные и торжественные мероприятия, такие как ежегодная Церемония открытия парламента, 800-летняя традиция проведения Шоу Лорда-мэра лондонского Сити, заседание рыцарей Ордена Подвязки в Виндзорском дворце в день святого Георгия, – можно ли это вычеркнуть из жизни рядового жителя Великобритании? Вряд ли.

Конечно, раздаются голоса в обществе, поднимающие вопрос о необходимости существования второй палаты в парламенте Британии и о ее реформировании. И такие реформы имеют место. Например, многие, кто сейчас приходят в Палату лордов, уже походили через жернова Палаты представителей и были избранными представителями народа, будучи ранее задействованными в разных областях деятельности: бизнесе, законотворчестве и других. На сегодняшний день упразднено автоматическое наследование титулов и принадлежность к Палате лордов. Назначение происходит на основании рекомендации Палаты общин, список которой дальше должен быть одобрен премьер-министром и в дальнейшем – королевой. По мнению профессора университета Кента Елены Коростелевой, «палата лордов как вторая пара глаз, которая следит за тем, чтобы подход к законотворчеству был уравновешенным». Преобразования налицо. Но отмена пэрства на повестке дня не стоит.

3. Как вы думаете, возможно ли более активное вовлечение британского монарха в политику?

Это вряд ли возможно, учитывая политический строй государства. Это конституционная монархия, которая была провозглашена после Славной революции в 1688 году.

4. Насколько национальные движения в Британии и Ирландии ослабляют корону?

Британская монархия – это феномен не только политический, но и культурный. Само слово «политика» происходит от греческого «гражданин, житель», а человек – носитель культурного кода. Стремление части населения национальных территорий Соединенного Королевства к самоопределению само по себе не ново, но стало четче формулироваться ввиду произошедшего брексита. Однако даже при гипотетическом выходе, например, Шотландии, из состава королевства, это никак не скажется на самом факте существования института британской монархии.

5. А скандал вокруг королевской семьи из-за сенсационного интервью Меган Маркл могут нанести серьезный ущерб династии?

Это покажет только время. Скандалы – не редкость для британского королевского дома. На память приходит множество историй, из которых самые известные – связаны с именем принцессы Дианы, принца Чарльза и Камиллы Паркер-Боулз, принца Эндрю.

Да и дядя самой королевы Елизаветы Эдуард VIII в 1936 году предпочел короне брак с американкой Уоллис Симпсон, заявив: «Я нашёл невозможным исполнять обязанности короля без помощи и поддержки женщины, которую я люблю». Династия Виндзоров, как мы видим, по-прежнему правит.

В британском обществе полагают, что развод наследника престола принца Уэльского Чарльза с Дианой Спенсер и его последующий брак с Камиллой, герцогиней Корнуолльской является непреодолимым препятствием для престолонаследия (вспомним дядю королевы Елизаветы короля Эдуарда VIII), и более вероятной кандидатурой является его сын Уильям. Конечно, лишение титула, скандальное интервью и поведение в медийном пространстве четы Гарри и Меган бросает тень на королевскую семью и может быть использовано умелыми политтехнологами в целях дискредитации и ослабления образа Великобритании. Однако это видится всего лишь эпизодом в многовековой истории монархии и традиции, которая является одной из доминант культурной идентичности как самих англичан, так и других народов британских островов. Пожелаем здоровья и долголетия действующему монарху – королеве Елизавете II, а также мира и благоденствия всему дому Виндзоров.

июнь 2021