«Не просто набор движений», – Милена Сурменелян и Яна Заголдная о танцах

ТЕКСТ  Яна Захарова
Просмотров 3031
Танцы – искусство или поставленный на поток бизнес? Когда можно начать учить танцевать других и что это дает самому преподавателю? О том, как танцы помогают справляться с трудностями, становятся частью жизни и меняют ее, а также какую роль играет семья в становлении танцора, мы поговорили со студентками МГИМО Миленой Сурменелян и Яной Заголдной, которые 15 лет занимаются танцами, а сейчас преподают high heels.

Милена: «Танцы для меня всегда были тем, что зажигает свет»

Instagram Милены

«Все начали знакомиться, и я почувствовала себя частью команды»

В детстве мама отвела меня первый раз на классику, потом были бальные, мне нравилось выступать. Я всегда ценила коллектив, атмосферу поддержки, уважения, уюта, тепла, поэтому мне и хотелось приходить.

В начальной школе я познакомилась с одной девочкой, которая занималась танцами в TODES. Мне очень понравилось, как это звучало, я захотела сама прожить это, поэтому перешла туда. Помню, как на первом занятии мы сели в один большой круг и начали знакомиться, я почувствовала себя сразу частью команды. Первое, второе, третье занятие – и уже ощущаешь привязанность к месту. Мы до сих пор общаемся с людьми, с которыми познакомились на танцах. Контакты сохраняются, и это приятно, это говорит о том, что нас связывали не только танцы, мне удалось найти действительно близких людей.

Танцы – это про душу

Для меня танцы никогда не были про поддержание физической формы, они всегда были про душу, про трансляцию своей энергии в мир по-новому. Через танцы я училась себя понимать и контролировать.

Танцы помогали быстрее взрослеть: ты становишься более ответственным и учишься работать в команде. Помимо этого, ты раскрепощаешься и убираешь какие-то зажатости, комплексы. Мне часто говорят, что я открытая. Думаю, что это тоже большая заслуга танцев.

«Моего опыта достаточно для того, чтобы кто-то смог»

Я пришла в преподавание, когда осознала, что моего опыта достаточно для того, чтобы кто-то смог. Смог в достаточно абстрактном смысле. Смог начать, например, потому что это очень сложно.

Я просто поняла, что благодаря преподаванию могу сделать так, чтобы кто-то почувствовал себя лучше. У меня есть, чем делиться, и я могу это делать. Когда я начала преподавать, поняла, что танцы вдохновляют меня: я прихожу на занятие и вижу эти глаза, искреннее желание, это мотивирует творить ещё больше.

Не без трудностей

Некоторым бывает сложно раскрепоститься, особенно когда ты не занимался танцами до этого. Очень сложно еще бывает, когда хореограф, к которому ты пришел, больше про «просто сделать», а не про душу и внимание к ученикам. К таким хореографам я обычно не возвращаюсь. Выгорание мне тоже знакомо, только не в танцах, танцы для меня, наоборот, были тем, что зажигает свет. Трудность еще бывает в том, что ты очень хочешь результата, но не можешь его получить, не совпадают ожидания и реальность. Но это уже про принятие, про уважение своего труда и регулярность: если занимаешься, вкладываешь в себя, то у тебя все будет. Травмы еще, конечно, мешают, но какой танцор без травм. Однако негативного опыта не бывает, это тоже повлияло на мое видение танца, отношение к нему.

«Это ваша история, вы ее пишете, не надо сравнивать себя с другими»

Мне не очень нравится в танцах, когда люди пытаются соревноваться, конкурировать друг с другом. Гораздо лучше, когда ты видишь, что тебя поддерживают, и поддерживаешь других сам. Это больше стимулирует развитие, чем конкуренция или зависть. Когда люди отдают, они очень много получают сами. Конечно, бывают эмоциональные блоки, тогда нужно учиться раскрепощаться.

Я всегда говорю, что надо принять свой уровень как отправную точку и развиваться, не ругать себя, когда что-то получается хуже. Это ваша история, вы ее пишете, не надо сравнивать себя с другими: там были другие обстоятельства, да и человек другой.

Танец – это внутренняя энергия

У меня всегда танцы были про транслирование внутренней энергии, про то, что не нужно что-то держать в себе. Я бы хотела, чтобы люди научились через танец интерпретировать себя, свое состояние, показывать его. Наверное, посыл моих танцев заключается именно в том, чтобы раскрыться, научиться поддержке, принять и не стесняться себя, того, что ты хочешь и что ты можешь.

Яна: «Танец для меня – это про целостность, потому что работают и тело, и разум»

Instagram Яны

«Очень тяжело отдаваться двум культурам сразу»

Какое-то время я занималась и бальными танцами, и современными, это был крутой опыт. Несмотря на то, что я была маленькая и мало что понимала, одно я запомнила на всю жизнь: очень тяжело отдаваться двум культурам сразу. На одной тренировке выпрями спину, на другой согни, – конечно, не выдерживают организм и нервная система.

Не отдых, но ресурс

Танцы мне дают силы для развития в других сферах. Сейчас морально тяжело учиться, очень много задач, ответственности. Ты уже понимаешь, что не можешь смахнуть все на отсутствие опыта, сам себе не даешь поблажек. А после танцев я возвращаюсь вдохновленная, у меня есть силы на то, чтобы заниматься чем-то другим. Это не отдых, потому что там тоже голова загружается мыслями о том, почему хореография не меняется или почему все еще не сидишь на шпагате. Но для других сфер это вдохновение, а в целом – приближение к мечте о работе в творческой сфере, становлении артистом. Я не знаю, что из этого выйдет. Это сидит в моей голове с семи лет и не уходит, наверное, это что-то значит.

«Ты не бросай это, ты без этого не сможешь»

У меня всегда все проблемы, которые возникают с танцами, упираются в постоянный внутренний диалог: не хочешь быть посредственным танцором, но при этом не можешь заниматься сто процентов только танцами, потому что тогда тоже выгоришь быстро, да и на искусстве много не заработаешь. А я не готова поставить искусство выше жизненного комфорта. Очень бы хотелось, но у меня есть семья, которая много отдала моему развитию в танцах и обучению. Они принимали решения, о которых, наверное, другие родители бы сказали «ну можно было и без этого». Зачем ехать на чемпионат в Чехии, например? В нашей семье вообще вопроса такого никогда не стояло. Когда я узнала, что поступаю в МГИМО только на договор, я пришла к папе и сказала, что буду готова пойти туда, куда поступила на бюджет, или не на такое дорогое направление. Он мне сказал: «Нет, мы все сделаем, но ты будешь учиться там, где ты хотела». И вот после такого, конечно, ты чувствуешь ответственность, хотя они тебя никогда не просили ее чувствовать.

В танцевальное развитие я вкладываю много денег. Для других людей это развлечения, а для меня это очень важно, я без этого нормально жить не могу. Мои родители это понимают и всегда говорят: «Ты не бросай это, ты без этого не сможешь». Это дорогого стоит.

Нести танцем мир

Танцами я в мир несу мир. Я как-то задалась вопросом, что я могу дать миру сейчас, и нашла это в танцах.

Когда ко мне начали приходить девочки, плакать, рассказывать, как они сублимируют эмоции в танце, я почувствовала, что на данный момент так я несу в их жизнь мир, я полезна, неважно, десять человек ко мне приходит или пять.

Одна девушка подошла и сказала: «Я чувствую, что выхожу за рамки, и это влияет на мою жизнь». Мне 19, а мне говорят, что мои танцы влияют на чью-то жизнь.

Моя слабость и моя сила

После всех выступлений, чемпионатов, баттлов, творческих видео, танец для меня, наверное, – это про целостность, потому что работают и тело, и разум. Если мы говорим про танец как искусство, а не как конвейерный источник дохода.

Это про заявление себя миру и отражение того, что происходит вокруг.

Каждый танцует о том, о чем хочет. Кто-то – потому, что его что-то тронуло в мире, другие – из-за того, что у них внутри что-то болит, но это всегда отражение чего-то. Это глубже, чем просто набор движений.

Многие танцоры приходят в танцы, как и многие певцы в музыку, потому что им нужно заявить о себе, чтобы их оценили положительно, чтобы ими восхищались. Я уже приняла эту позицию, особенно в том стиле, в котором я танцую. Взгляд, грудь вперед, каблуки – это позиция человека, которому нужно услышать, что он классный, ощутить свою силу, постоянно взаимодействовать с обществом. Это действительно так, в этом и моя слабость, и моя сила. Без этого во мне остается мало эмоций, танцы меня раскрывают. Но когда они со мной, мне не нужно одобрение. Даже когда мне тяжело, даже когда я в обществе неприятных мне людей, то все равно чувствую себя сильной.

апрель 2021